Психолого-педагогическое сопровождение

мониторинг деятельности ППС

движение социального контингента ПОУ

Программа психолого-педагогического сопровождения на 2018-2019 учебный год

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся лицея в 2017-2018 учебном году

В соответствии с перспективным планом работы в лицее осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, психологическая профилактика асоциального поведения (профилактика правонарушений, наркомании, ксенофобии и экстремизма).

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в 2017-2018 учебном году проводились мероприятия по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое.

В индивидуальном психологическом консультировании обучающихся, находящихся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, нуждающихся в опеке и попечительстве, а также находящихся в социально опасном положении, сложной жизненной ситуации, прежде всего, шла ориентация на их психическое здоровье и благополучие.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собирались основные данные и уточнялся запрос; б) повторное консультирование осуществлялось с целью получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение дальнейшей плана действий по проблеме и психо-коррекционной работы.

При проведении консультаций с мастерами и педагогами по вопросам развития, обучения, жизненного самоопределения детей, эмоциональных проблем, взаимоотношений с окружающими всегда сохранялся принцип нейтральности и учитывались права всех субъектов образовательного процесса.

На консультациях родителям (опекунам) давались рекомендации особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер.

В 2017/2018 учебном году проводились психологическое консультирование:

- педагогов лицея – 6 (проведено консультаций – 8);

- обучающихся – 48 (проведено первичных и повторных консультаций – 261);

- родителей (опекунов) – 15 (проведено консультаций – 26).

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, выявление детей необходимым проведение коррекционно-развивающей мероприятий, а также изучения психологического климата коллективов. Психодиагностические мероприятия строились и осуществлялись тремя способами (психодиагностика индивидуальная, групповая, анкетирование).

Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. В рамках данного направления профессиональной деятельности проводилась диагностика личностных качеств, эмоциональных состояний, психических процессов, изучение интересов, ценностей, склонностей и способностей обучающихся, межличностных отношений, оценка социально-психологического климата и атмосферы в группах и коллективах и другие виды диагностики.

а) психодиагностика индивидуальная – (анализ семейных взаимоотношений, выявление акцентуации, отклоняющегося поведения, диагностика интеллекта, тест Люшера, тест тревожности, тест по суицидальным реакциям и т.д.), как составляющая индивидуальных консультаций с обучающимися и их семьями. В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика — 287 мероприятий, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения;

б) психодиагностика групповая – (адаптация первокурсников, динамическое наблюдение за обучающимися в учебном процессе, диагностика ценностей, изучение психологического климата и т.д.). В рамках проведения групповой диагностики проводились 24 мероприятия:

- тестирование с целью изучения изучение психологического климата (группа 102, группа П-9);

- динамическое наблюдение (открытый урок: группа 122, группа 131; в рамках диагностики адаптации первокурсников – 20 психологических тренингов).

в) анкетирование и тестирование обучающихся, родителей (опекунов):

- анкета для «определения уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива» — 21 участник,

- анкета для «определения степени удовлетворенности учащихся организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в лицее» — 86 участников,

- анкета «знает ли родитель сферы использования сети Интернет своего ребенка» — 47 участников,

- анкета для родителей по профилактике наркозависимости среди подростков «факторы риска» — 31 участник,

- тест для обучающихся на знание ФЗ-54 от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» — 50 участников.

Придерживаясь доброжелательного и безоценочного отношения к обучающимся осуществлялась психокоррекционная работа в виде групповых коррекционно-развивающих занятий (на сплочение, развитие навыков общения, разрешения конфликтов, развитие коммутативных навыков, развитие уверенности в себе, творческих качеств личности, самопознание и саморазвитие, освоение техник саморегуляии) и индивидуальных занятия по результатам диагностики и запросам.

За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с обучающимися, направленная на развитие необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах., так было проведено в учебном году  — 20  психологических тренингов:

- «Разрешение и профилактика конфликтов» — 9 (1,2 курсы),

- «Терминальная диагностика ценностей» -  7 (1-е курсы),

- «Агрессия и мои границы» — 4 (1-е курсы).

Проведен 1 тренинг с преподавательским составом «Агрессия и мои границы».

В целях укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, родителей и педагогической общественности в течении учебного года велось психолого-педагогическое просвещение.

На протяжении учебного периода особое внимание в работе уделялось психолого-педагогическому просвещению родителей обучающихся. Одной из целей информационного освещения является профилактика конфликтных взаимоотношений в семье (освоение коммуникативных навыков общения с детьми), а также мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей. Просветительские мероприятия осуществлялись следующим образом, на родительских собраниях были представлены лекции:

- «Педагог- психолог и его деятельность в образовательном учреждении»;

- Техники конструктивного общения с детьми: «Я – сообщение», «Активное слушание».

- «Семья как система» освещение и обсуждение заявленной темы.

Разработан бланк «согласие родителей на оказания психологической помощи  ребенку», который был представлен для заполнения на родительском собрании, также родителям  (опекунам) доводились сведения  о планируемых и проведенных мероприятиях по психолого-педагогическому сопровождению их детей. Стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители активнее обращались за консультационной помощью.

Просветительские мероприятия для мастеров и классных руководителей:

- Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком;

- Круглый стол – «Суицидальное поведение – причины, признаки и способы предотвращения».

В течение учебного года были взяты на учет несовершеннолетние, находящихся в социально опасном положении — 5 обучающихся, и 7 обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию. В ходе работы по оказанию психологической помощи соблюдается принцип добровольности со стороны клиента. Однако в работе с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении либо попавших в трудную жизненную ситуацию, иногда приходилось встречаться с отсутствием их мотивации на изменения, проявлялась эмоциональная ригидность. Психологическая помощь организованная в данном направлении осуществлялась документально (ведение документации по обучающимся из числа детей-сирот и опекаемых), и непосредственно: проводились консультации и психо-коррекционная работа как с детьми, также с их родителями (опекунами).

Важным критерием успешности данной работы это сотрудничество по сопровождению детей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации (обмен информацией, социальные и психологические характеристики детей, договоренность и выстраивание взаимоотношений с семьей и ребенком) с общественными, социальными организациями: «Милосердие», «Контакт», «Центры социальной помощи семье и детям», Отделы опеки (детдома), Центр профилактики СПИД,  Инспектор  21 ОП Калининского РУВД, наркологический диспансер Калин. района, ППМС ОДН Калин. Района, Психолого-профилактический Центр Калининского района.

В рамках психологической профилактики асоциального поведения (профилактика правонарушений, наркомании, ксенофобии и экстремизма) проводилась работа с трудными подростками «группа риска» и родителями, уклоняющимися от воспитания детей, психологическое консультирование родителей (опекунов), педагогов, обучающихся состоящих на  внутрилицейском учете, учете ОДН. Данной категории обучающихся оказывалась психологическая, психолого-социальная помощи (пропаганда временной трудовой занятости несовершеннолетних, ориентация на здоровый образ жизни, психо-коррекционная рабата с детьми склонными к различным аддикциям, консультативная помощь родителям).

Профилактическая работа асоциального поведения, религиозно-экстремистской и террористической идеологии, противодействие коррупции строилась совместно с региональным центром оценки качества образования ОП (выявление детей, состоящих на учете в ОДН, совершивших преступления). Прохождение курсов по освоению работы с базой данных по правонарушениям дало возможность усилить контроль и профилактику девиантного, делинквентного, аддиктивного поведения.